Законопроект Минфина о поправках в НК РФ появился на сайте Государственной Думы. Расскажем об изменениях, касающихся контролируемых иностранных компаний.
1. Облагается прибыль КИК любого размера
Необлагаемый порог прибыли КИК в 10 млн руб. отменяется, прибыль КИК облагается начиная с одного рубля. По НДФЛ применяется общая ставка 13–22%.
Новые правила затронут налоговую базу контролирующих лиц по итогам 2027 года, в которую будет включена прибыль КИК за 2026 финансовый год.
2. Контроль над КИК
2.1. Контроль при доле участия свыше 50%
Порог участия для возникновения контроля над иностранной компанией с 01.01.2027 повышается: >25% ➡️ >50%.
Сохраняется: контроль при доле участия более 10%, если участие всех российских налоговых резидентов превышает 50%.
2.2. Единоличный контроль = доля участия 100%
Если лицо осуществляет фактический контроль (по личному закону или уставу) при небольшой доле участия, для целей налогообложения его доля приравнивается к 100%. Изменения применяются к контролю над КИК с 01.01.2027.
3. Штрафы, связанные с КИК
Изменения повышают почти все штрафы в НК РФ, в том числе связанные с КИК:
— Недостоверное, просроченное или неподанное уведомление о КИК: 500 тыс. ₽ ➡️ 754 тыс. ₽.
— Недостоверные, просроченные или неподанные документы о прибыли КИК: 500 тыс. ₽ ➡️ 754 тыс. ₽.
— Недостоверные, просроченные или неподанные документы о льготе или прибыли КИК, истребованные налоговым органом: 1 млн ₽ ➡️ 1,5 млн ₽.
— Невключение в налоговую базу прибыли КИК, повлекшее неуплату налога: 20% от неуплаченной суммы, минимальный размер 100 тыс. ₽ ➡️ 120 тыс. ₽.
Повышенные штрафы применяются к отчетности, подаваемой в 2027 году за 2026 отчетный год. Например, к уведомлению о КИК за 2026 год контроля в отношении прибыли 2025 финансового года КИК.
4. Изменения по уведомлениям об участии
Уточняется, что 3-месячный срок распространяется также на изменение порядка участия или прекращение участия в иностранных организациях.
Штраф за неподачу уведомления: 50 тыс. ₽ ➡️ 104 тыс. ₽ за нарушения с 01.01.2027.
📌 На что стоит обратить внимание:
1. Налоговые органы будут уделять всё большее внимание расчетам облагаемой прибыли КИК и подтверждающим документам, если не применяется режим фиксированной прибыли КИК.
2. Повышенные штрафы будут актуальны уже в I квартале 2027 года.
3. Отдельного состава за умышленное недекларирование прибыли с повышенным штрафом 40% по-прежнему нет.
4. Сейчас за просрочку подачи уведомления о прекращении участия в иностранных компаниях не штрафуют. Изменения оставляют теоретическую возможность начать это делать. Следим за развитием практики.
Источник: Законопроект № 617–9, п. 8-10, 45-47 ст. 1, ч. 4-5 ст. 9.
