Таксадвизор

Юридические услуги по налоговому консультированию, налоговым спорам и интеллектуальной собственности. Работаем с 2006 года

Новости

ФНС получит право блокировать продажи продавцов на маркетплейсах. Речь идет о поправках к Налоговому кодексу, внесенных Правительством в Госдуму после их анонсирования Минфином. Налоговики смогут приостанавливать прием заказов и размещение карточек товаров при выявлении налоговых нарушений со стороны продавцов. Маркетплейсы должны будут выявлять риски неуплаты налогов и передавать данные в ФНС. За неисполнение поручения площадке грозит штраф 100 тысяч рублей. Поправки также включают пункты выдачи заказов в перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. Новые нормы контроля заработают через 9 месяцев после публикации закона.
Поправки к Налоговому кодексу ещё изменят порядок уплаты НДФЛ по вкладам. Банки станут налоговыми агентами и будут удерживать налог при выплате процентов. Сейчас ФНС рассчитывает налог, а вкладчик платит его сам. Новые правила предусматривают удержание НДФЛ банком с учетом необлагаемого лимита. ФНС будет сводить данные по всем банкам и при необходимости присылать уведомление о доплате. Также изменится формула необлагаемой базы. Прогнозируется рост поступлений от налога на вклады. В целях налогообложения НДФЛ законопроект уравнивает вклады на доверительном управлении с обычными депозитами. Законопроект также вводит пятиступенчатую шкалу НДФЛ от 13% до 22% для всех пассивных доходов граждан, что ранее анонсировал Минфин.
Учёт расходов на НИОКР для бизнеса станет проще. Проект поправок к Налоговому кодексу Минэкономики уточняет критерии работ в качестве НИОКР, вводя понятие «новизна для налогоплательщика» вместо «научной новизны». Это позволит поддерживать прикладные, новые лишь для налогоплательщика разработки, в том числе воспроизводящие уже имеющиеся технологии. Документ также предлагает разрешить учитывать расходы в периоде их фактического несения и включить затраты на вычислительные ресурсы.
Минцифры не поддержало поправки в НК РФ об изменении порядка предоставления налоговых ИТ-льгот. Поправки исключают операции с взаимозависимыми лицами из расчета доли льготируемых доходов. Это может лишить льгот разработчиков, входящих в крупные цифровые холдинги. Минцифры предупреждает о негативном влиянии на темпы роста экономики и налоговые поступления.
Власти предложили новый порядок досрочного расторжения соглашений с резидентами ОЭЗ. Согласно поправкам Минэкономики к закону об особых экономических зонах (ОЭЗ), при первом нарушении таких Инвесторы и брокеры просят смягчить новые налоги для ПИФов. Правительство внесло в Госдуму поправки к Налоговому кодексу, в рамках которых ПИФы облагаются налогом на прибыль в 15% с пассивных доходов. Ассоциация институциональных и розничных инвесторов опасается снижения популярности инструмента и предлагает сохранить действующий режим для розничных ПИФов и дифференцировать налоги для фондов квалифицированных инвесторов. Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) также считает, что изменения приведут к двойному налогообложению и ограничат возможности фондов хеджировать риски. НАУФОР предлагает сохранить действующий налоговый режим для фондов с большим числом пайщиков или регулярно распределяющих прибыль, а также учитывать расходы при определении облагаемого дохода.
Минфин раскрыл, кто станет основным плательщиком нового горно-металлургического налога. Правительство внесло в Госдуму поправки к Налоговому кодексу, в рамках которых дополнительный доход горно-металлургических компаний, полученный из-за роста мировых цен, будет облагаться налогом 20–30%. Около 60% поступлений придется на «Норникель», «Полюс», «Мангазея», «Ареал», РМК и УГМК. Минфин оценивает общие поступления в 683 млрд рублей за 2026–2028 годы. Точкой отсчета станет средняя мировая цена 2025 года. РСПП, в свою очередь,  предложил Минфину вместо изъятия налога на сверхдоходы с добывающих компаний временно повысить ставку налога на прибыль для всего бизнеса на 0,5–1 п.п., чтобы избежать искажений из-за расчета платежей от мировых цен без учета расходов.
Правительство утвердило меры поддержки для пострадавших от атак продавцов Ozon. Компании и ИП, имеющие договор с Ozon и ущерб более 5% годового дохода или зарегистрированные после 1 декабря 2025 года, получат отсрочку на 12 месяцев по уплате НДС, налога на прибыль, УСН, НПД, НДФЛ для ИП и страховых взносов. Отдельное заявление не требуется — Ozon будет направлять реестры в ФНС.
Бизнесу стало сложнее применять «налоговый компромисс» при работе с «техническими» компаниями. Теперь для налоговой реконструкции требуется раскрыть фактического исполнителя и документально подтвердить затраты. Это изменение следует из презентации ФНС к вебинару о налоговой реконструкции и прецедентного решения Верховного суда по делу «Вокфорс» весной 2026 года. Ранее достаточно было подтвердить реальность сделки и установить исполнителя.
Бизнесу стало сложнее применять «налоговый компромисс» при работе с «техническими» компаниями. Теперь Минфин расширит список индикаторов риска для контроля за кассовой техникой. Согласно проекту ведомства, ФНС получит новые критерии для точечных проверок розницы и общепита. К ним относятся: отсутствие фискальных данных более 60 дней, доля возвратов или чеков коррекции от 30% от общего количества чеков, а также 100% расчетов только наличными или только безналичными.
ФНС усилила контроль за москвичами с имуществом, но без официальных доходов. В зоне риска — 154 тыс. человек, включая как неформальных арендодателей, так и тех, кто занижает доходы. Для выявления нарушений налоговая использует открытые данные, в том числе объявления и соцсети, и показания третьих лиц. В 2025 году 64 тыс. неработающих москвичей были вынуждены задекларировать доходы, принеся в бюджет 9 млрд рублей.

Судебная практика

Если Чацкий — номинал. А судьи кто?

Однажды обычный Гражданин Чацкий И. Д. при трудоустройстве на работу узнал, что он является «счастливым» учредителем и ген. директором Компании – спасибо службе безопасности работодателя. Гражданин, конечно, удивился, ведь он никакую Компанию не учреждал. Чтобы восстановить справедливость, Гражданин обратился в суд. Он потребовал, чтобы регистрацию Компании признали недействительной. Он уповал на недостоверность в ЕГРЮЛ сведений о руководителе и учредителе Компании. Ведь он не регистрировал компанию.

Увы, суд отказал. Он отметил, что за достоверность сведений отвечает гражданин, который обращается в ФНС. До регистрации Компании ФНС, конечно, обязана провести проверку достоверности данных, но только лишь при наличии обоснованных сомнений в их достоверности. В частности, в случае поступления возражений от заинтересованных лиц. Ничего такого в данной истории не было. Суд также согласился с Инспекций, которая указала, что выдача сертификата ключа электронной подписи производится именно лицу, которое его и заказало. Все это говорит о том, что налоговики осуществили все мероприятия, чтобы проверить достоверность сведений. 

К тому же выяснилось, что Гражданин неоднократно обращался в Инспекцию, чтобы та исключила Компанию из ЕГРЮЛ. Налоговики вроде бы и инициировали процедуру исключения, но потом ее прекращали – от другой Инспекции поступала информация, что у Компании имеется задолженность перед бюджетом. Поэтому Гражданину никто ничего не должен.
Компании не дали учесть убытки присоединенной компании

Компания присоединила к себе взаимозависимую компанию с убытками. Это позволило Компании отразить их уже в своих внереализационных расходах по налогу на прибыль после реорганизации. Но внезапно Инспекцию начали терзать смутные сомнения, и она отказала учесть эти убытки в расходах.

Суд поддержал Инспекцию. Он обратил внимание, что покупателями продукции были взаимозависимые с ней и Компанией лица. При этом деятельность присоединяемой компании была прибыльной, а вот убытки внезапно появились перед реорганизацией. Не стоит и говорить, что убытки никак не были документально подтверждены – первичных документов (договоров, счетов-фактур и т.д.)  не было представлено.

Поскольку сведения из расшифровки доходов и расходов присоединенной компании противоречили сведениям в декларации, суд пришел к выводу, что убытки были сформированы искусственно.
О налоговых периодах по выездной налоговой проверке замолвите слово

В декабре 2025 Инспекция приняла решение о проведении в отношении Компании выездной налоговой проверки (ВНП) по НДС за период с января 2022 по сентябрь 2025 г. По мнению Компании, включить в проверку период 2025 года та не может. На досудебной стадии у Компании ничего не получилось, поэтому она решила попытать счастья в суде.

В первой инстанции Компания проиграла. П. 4 ст. 89 НК РФ указывает, что период, за который можно провести ВНП, не должен превышать трех лет, предшествующих 2025 году. Значит, ВНП может быть проведена за период не ранее 2022 года. И п. 4 ст. 89 НК РФ не ограничивает назначение ВНП в отношении года, когда было вынесено решение. В нем нет запрета на превышение проверяемого периода трех лет, им установлена только «глубина» проверки. И вообще норма направлена на соблюдение прав налогоплательщиков и соотнесена с периодом хранения документов, необходимых для проверки. 

В апелляции жалобе Компании указала, что налоговые периоды, в которых вынесено решение о ВНП можно проверять только с января 2026 г. На это указывают поправки в НК РФ. Подтверждает это письмо ФНС и информация на сайте ФНС. А первая инстанция, по сути, придала обратную силу изменениям, внесенным в НК РФ и вступившим в силу в январе 2026 г. 

Апелляция и бровью не шевельнула. Она отметила, что в НК нет запрета на проведение выездных проверок по налоговым периодам текущего календарного года, в котором принято решение о проведении налоговой проверки. В свою очередь, Письмо ФНС и информация на сайте ФНС не являются нормативно-правовыми актами, применяемыми при рассмотрении дела.

Международное налогообложение

Компании не дали применить льготу по СИДН из-за отсутствия у контрагента сертификата резидентства

Российская компания выплачивала по договору аренды доход Китайской компании и удерживала налог по ставке 6% на основании СИДН между РФ и Китаем. Инспекция с этим не согласилась – россияне не представили сертификат налогового резидентства китайцев, который свидетельствовал бы о том, что Китайская компания является налоговым резидентом Поднебесной. Российская компания на это отметила, что на момент проведения камеральной налоговой проверки Китайская компания была ликвидирована. Поэтому она не может получить у ребят из Поднебесной сертификат. Что интересно, на момент выплат доходов по аренде у россиян также не было сертификата налогового резидентства, который позволял бы применить льготу по СИДН. Зато Российская компания в подтверждение резидентства китайцев представила уведомления о регистрации и утверждения ликвидации, налоговые декларации китайцев по налогу на прибыль в КНР, уведомление о фактическом праве на доход.

Суд, конечно, удивился: ого, сколько документов! И некоторые из них даже выданы Государственным налоговым органом Поднебесной! Только где в этих документах написано, что Китайская компания является налоговым резидентом КНР или лицом с постоянным местом пребывания в КНР? Нигде? Жаль, но в таком случае никакая льгота по СИДН Вам не положена.

Российскую компанию это не смутило, мол, ее все равно должны освободить от ответственности за совершение налогового правонарушения, а значит, от штрафа. Ведь она использовала все разумные и допустимые меры по получению документов. А сертификат резидентства никогда не выдавался и получить его нельзя – Китайская компания была ликвидирована. Эх, наивные! На это суд лишь посмеялся и указал, что несвоевременный сбор документов для льготы по СИДН, а также игнорирование особенностей права иностранной юрисдикции, это явное свидетельство отсутствия не проявление должной осмотрительности. Поэтому это не основание для исключения вины Российской компании в совершении налогового правонарушения.
Владимир Путин ужесточил правила вывоза наличных из России в страны ЕАЭС. Ограничения также распространяются на Азербайджан, Таджикистан и Узбекистан. Гражданам запрещено вывозить более 1 млн рублей. Для юридических лиц и ИП запрет действует независимо от суммы. При нарушении правил у граждан изымут сумму сверх лимита, у бизнеса — всю сумму. Исключение — перевозка денег через определенные правительством аэропорты с банковскими выписками.
Налоговики США ужесточат контроль за инвестиционными стратегиями. Речь идет о стратегиях, предполагающих одновременную покупку и продажу акций для фиксации убытков, что позволяет состоятельным американцам снижать налоги на обычные доходы, включая зарплаты и премии. Налоговая служба может запретить некоторые сделки, используемые для сокращения налоговых обязательств. Новые ограничения могут распространиться и на уже совершенные операции.

Пишем о налогах и не только

Структурирование личных активов
Собственник группы компаний захотел разделить свои личные и бизнес-активы.
статья Налоги
Налоговые проверки в ответах ФНС
С 2026 года у налоговой исчезает география. Декларацию проверяет инспекция из чужого региона, жалобу на эту проверку ...
2 октября, 2026
статья Корпоративное право
Корпоративные споры: аналитический обзор судебной практики за июль 2026
Аналитический обзор судебной практики окружных кассационных судов по корпоративным спорам за июль 2026 г. Дисклеймер: в обзор ...
Кирилл Руин
2 сентября, 2026
статья Корпоративное право
Корпоративные споры: аналитический обзор судебной практики за июнь 2026 г.
Аналитический обзор судебной практики окружных кассационных судов по корпоративным спорам за июнь 2026 г. В обзор входят ...
Кирилл Руин
28 июля, 2026
Проведение Due Diligence ИТ-компании, держателя платформы интернет-рекламы
Собственники столкнулись с необходимостью оценки бизнеса с точки зрения его эффективности и минимизации налоговых рисков в текущей ...