Новости
| Госдума одобрила пакет налоговых поправок в третьем чтении. Главные изменения: поэтапное снижение лимита выручки для перехода на НДС с 60 до 10 млн. руб до 2028 года, снижение порогов для ПСН до 20 млн. руб., введение нового технологического сбора и экстерриториальных налоговых проверок, а также обложение всех объектов ЕНК налогом по кадастровой стоимости. Совет Федерации рассмотрит поправки 26 ноября. |
| Плательщики УСН смогут учитывать любые обоснованные и подтверждённые расходы. В рамках бюджетного налогового законопроекта власти сделали перечень расходов открытым. Главное условие принятия расходов к учёту — их экономическая обоснованность и документальное подтверждение. Изменение направлено на поддержку бизнеса на фоне повышения НДС и увеличения пороговых значений доходов для УСН. |
| Минфин хочет ввести единый идентификатор для юридических лиц. Предполагается, что он заменит ИНН, ОГРН и ЕРНС. Инициатива направлена на упрощение ведения бизнеса и сокращение отчетности, особенно для малых и средних компаний. Окончательное решение власти примут в 2027 году. Эксперты видят в этом потенциал для снижения административной нагрузки бизнеса, но указывают на возможные сложности с реализацией проекта и с вопросами безопасности компаний. |
| Наследники получат право распоряжаться положительным сальдо ЕНС. Правительство одобрило поправки Минфина, устраняющие правовой пробел, из-за которого наследники не могли вернуть налоги, переплаченные умершими налогоплательщиками. Теперь налоговые органы будут предоставлять информацию о переплатах по запросу нотариусов, а граждане смогут получить положительное сальдо ЕНС своих близких без препятствий. Это упростит процесс наследования и доступ к информации о состоянии ЕНС. |
| ФНС сможет раскрывать засекреченные данные ЕГРЮЛ по своей инициативе. Сейчас данные компаний, скрытые для защиты от санкций, налоговая может восстановить только по заявлению самого юрлица. Поправки Минфина позволят ФНС открывать информацию самостоятельно, если основания для ограничения доступа устранены. Например, в случаях, когда лицо под санкциями вышло из состава учредителей компании. Для раскрытия данных будет достаточно уведомления Минфина или ЦБ. Поправки увеличат прозрачность бизнеса, снизят риски сделок с недобросовестными контрагентами и упростят проведение due diligence. |
Судебная практика
| Внесенные денежные средства на ЕНС идут в счет уплаты наиболее ранней задолженности Инспекция начислила гражданину земельный, транспортный и имущественный налог и направила соответствующее налоговое уведомление. При этом за гражданином числилась задолженность по налогу на УСН, страховым взносам, но он ее не погасил. Инспекция решила взыскать с него через суд задолженность по земельному, транспортному и имущественному налогу. Судебный приказ был вынесен, но потом отменен – гражданин долг погасил. Но чуть позже Инспекция снова обратилась в суд, чтобы взыскать эту же задолженность. Первая инстанция поддержала Инспекцию – никаких доказательств уплаты задолженности гражданин не представил. Но апелляция поддержала гражданина. Она отметила, что платеж на сумму равной сумме, указанной к уплате в Уведомлении был произведен. При этом налоги были уплачены до вынесения решения суда и до обращения Инспекции в суд для вынесения судебного приказа. Значит задолженности нет. Дело дошло до Верховного Суда РФ, который поддержал Инспекцию. Он отметил, что наиболее ранняя задолженность – это задолженность по страховым взносам со сроком уплаты 9 января 2023 г. Дальше идет задолженность по УСН со сроком уплаты 28 апреля 2023 г. Срок уплаты транспортного, земельного и имущественного налога – 1 декабря 2023 г. Единый налоговый платеж поступил в счет оплаты более ранней задолженности. А задолженность по транспортному, земельному и имущественному налогу не ранняя. |
| КС РФ разобрался с «штрафным» взносом в фонд финансового уполномоченного Со страховой компании взыскали задолженность по взносу в фонд финансирования деятельности финансового уполномоченного (ФУ). Причём ставку взноса умножили на 15 — такой коэффициент применяется, если компания не предоставляет информацию, и ФУ вынужден прекратить рассмотрение обращения. Компания проиграла в арбитражных инстанциях и дошла до Конституционного суда РФ, утверждая: положения закона о финансовом уполномочённом нарушают Конституцию. Вот её основные претензии: — Закон не определяет ни размер взноса, ни критерии его расчёта, ни максимальный предел; — Взнос выполняет карательную функцию, хотя за непредставление документов административной ответственности не предусмотрено; — Размер взноса зависит от итогового решения ФУ — это создаёт угрозу предвзятости. Конституционный суд согласился частично. Он подчеркнул: взнос — не налог и не сбор (не связан с юридически значимыми действиями), а инструмент стимулирования досудебного урегулирования споров. Такие платежи могут быть дифференцированы — например, по результатам работы ФУ, — но лишь при условии судебного контроля. Это само по себе не делает решения уполномоченного предвзятыми. Также КС признал законным исковой порядок взыскания: фонд — не орган власти, а взнос — не бюджетный платёж, поэтому особых процедур не требуется. Однако… Суд указал на очевидную проблему: взнос действительно носит штрафной характер, не связан с реальными издержками ФУ, а компания, оспаривая завышенную сумму, не может сослаться в суде на объективные причины, по которым не представила запрошенные сведения — закон этого не предусматривает. Это нарушает принципы равенства, соразмерности и справедливости. В итоге КС постановил: 15-кратный коэффициент больше не применяется. Отныне повышенный взнос будет рассчитываться по ставке, действующей при удовлетворении требований потребителя. А суд вправе снижать его с учётом степени вины организации и иных обстоятельств. |
| К ввозимому товару, не соответствующему ветеринарно-санитарным требованиям, НДС в 10% не применим Помните дело про применение ставки НДС при ввозе продукции, которая не прошла фитосанитарный контроль? Верховный Суд РФ (ВС РФ) поставил в нем точку. Компания ввезла в ЕАЭС сгущенку из Ирана. Сгущенка не прошла фитосанитарный контроль и должна была отправиться обратно, но в установленные сроки товар не прибыл. Поскольку режим транзита был нарушен, Таможня начислила Компании налоги и сборы. Спорным стал момент определения ставки НДС: 10% или 20%. Таможня применила ставку 20%, так как нет условий для применения ставки 10%. Принято решение сгущенку в РФ не пускать (включились процедуры реэкспорта и транзита), а это значит выполнить условия для ставки 10% Компания не может. Компания, а также суды апелляционной и кассационной инстанции указали, что сгущенка – это молокопродукт, а в товарной номенклатуре ясно указано, что к молокопродуктам применяется ставка 10%. ВС РФ отметил: товар помещен под процедуру транзита, потому что он запрещен к ввозу из-за несоответствия ветеринарно-санитарным требованиям. Еще одна причина помещения под транзит — эту сгущенку нельзя идентифицировать по перечню Правительства как товар, в отношении которого применяется ставка по НДС 10%. Ставка в 10% применяется для социально-значимых товаров, чтобы сделать их доступными для потребителей. Доказательств того, что сгущенка по своим характеристикам может использоваться как товар, к которому применяется ставка НДС 10%, нет. Сгущенка запрещена к ввозу на территорию ЕАЭС из-за непредставления документа, который подтверждает прохождение фитосанитарного контроля. Значит пониженную ставку НДС в 10% применять нельзя. В итоге ВС РФ отменил постановления апелляции и кассации и оставил решение первой инстанции в силе. |
Международное налогообложение
| Зарубежные “дочки” банков перестанут уведомлять налоговую об операциях со счетами. В рамках ослабления валютного контроля Минфин хочет отменить обязанность банков-нерезидентов сообщать в ФНС об открытии, закрытии или изменении реквизитов счетов. Предложение также включает продление срока подачи отчётности о движении средств до 30 рабочих дней. Изменения коснутся таких структур, как «Сбер» в Белоруссии, “ВТБ” в Казахстане, Армении, Азербайджане и “Газпромбанк” в Люксембурге. Цель инициативы — снизить административную нагрузку и упростить трансграничные расчеты в условиях санкций. |
| Инспекция раскрыла схему по выводу денежных средств в оффшор через маркетинговые услуги Российская компания (Компания-1, Заказчик) заключила договор на оказание маркетинговых услуг с компанией, зарегистрированной на Сейшелах (Компания-2, Исполнитель). Маркетинговые исследования Компании-2 позволили Компании-1 привлечь ключевого покупателя в Казахстане. По мнению Инспекции сделка была направлена на вывод денежных средств в оффшор под видом оказания маркетинговых услуг. В частности, Инспекция установила, что в интернете нет информации про Компанию-2, а ее руководитель является массовым руководителем в 70 компаниях по всему миру. Доверенность, выданная Компанией-2 физлицу на осуществление, в частности, переговоров на заключение договора истекла. Более того, Компания-2 не осуществляла каких-либо исследований рынка в Казахстане: ее сотрудников в Казахстане никогда не было, офиса тоже, документального подтверждения исследований нет. Что интересно, сотрудники Компании-1 на допросах не смогли назвать ни работников, ни учредителя, ни адрес Компании-2. Деловую репутацию Исполнителя никто не проверял. Представленный Компанией-1 договор поручения на исследование рынка в Казахстане также не впечатлил Инспекцию. Кроме того, Исполнитель не оказывал никакого содействия Заказчику в поставке продукции в Казахстан, хотя договор на оказание маркетинговых услуг это предусматривал. Суд согласился с доводами Инспекции. |